Как известно, абсолютно все потребители жилищно-коммунальных услуг – и граждане, и организации, обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за помещение и коммунальные услуги. Однако, к сожалению, далеко не все выполняют данное требование законодательства. Именно это и приводит к сокращению возможностей по надлежащему содержанию общего имущества дома, от которого в конечном итоге страдают потребители, в том числе и добросовестные.
Последствия у таких действий не самые приятные. Потребитель, который не оплачивает жилищно-коммунальные услуги, признается должником и несет ответственность за нарушение законодательства, а за просрочку по оплате жилищно-коммунальных услуг начисляются пени.
Как сообщает управляющая компания «Управдом», с первого января 2016 года в Жилищный кодекс внесен ряд поправок, согласно которым принципиально меняется подход к начислению пени. Эксперты, комментирующие изменения, отмечают, что размер пеней приближен к средней ставке потребительских кредитов и делает просрочки невыгодными. Неустойка рассчитывается по прогрессивной шкале, в зависимости от того, насколько затягиваются платежи: чем дальше – тем выше пени.
Необходимо напомнить, что согласно нормам жилищного законодательства плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Только в этом случае оплата будет считаться совершенной надлежащим образом. Начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени будут начисляться за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы долга. Если задержка окажется свыше трех месяцев, то пеня вырастет почти в два с лишним раза. Вместо 1/300-й ставки рефинансирования ЦБ РФ в день будет применяться 1/130-я.
Новое законодательство позволяет региональному оператору капитального ремонта взимать штрафы за просрочку по капремонту. Это относится и ко всем собственникам – юридическим и физическим лицам, владеющим жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме. При этом неполучение квитанций не снимает с собственников обязанности по оплате счетов.
Такие меры в настоящее время вполне оправданы и предприняты государством в связи с увеличением размера задолженности населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Они должны дисциплинировать недобросовестных потребителей-должников, а граждан, исполняющих свои обязательства надлежащим образом, эти ужесточения не коснутся. Стоит отметить, что Управляющая организация будет и дальше проводить претензионную работу и подавать в суд на должников. В этом случае нерадивым потребителям придется оплатить не только свою задолженность, но и судебные издержки. Жилищное законодательство поставщикам коммунальных дает право применять к неплательщикам такие меры воздействия как ограничение либо приостановку поставки коммунальных ресурсов злостным неплательщикам. По решению суда должника вовсе могут выселить из квартиры.
Также стоит напомнить, что 3 ноября прошедшего года был принят еще один закон, который внес не только в Жилищный кодекс, закон о теплоснабжении, закон о газоснабжении, но и в ряд статей Кодекса об административных правонарушениях. В частности, значительно повышены штрафы за несанкционированное подключение к общедомовым сетям.
Новые суммы административных штрафов следующие: для граждан – от 10 тыс. до 15 тыс. рублей, для должностных лиц – от 30 тыс. до 80 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет; для юридических лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Такой уровень штрафов должен заставить владельцев магазинов задуматься о том, что дешевле подвести сети к торговой точке законно, чем каждый раз оплачивать значительно увеличенные штрафы.
При возникновении временных трудностей по оплате жилищно-коммунальных услуг можно обратиться в управляющую организацию и в РСО за предоставлением рассрочки платежа, причем без всяких пеней. Граждане, которые попали в сложную жизненную ситуацию, например, потеряли работу и им не хватает денег на оплату коммунальных платежей, вправе обращаться за адресной помощью в управление социальной защиты города.
Для собственников нежилых помещений условия куда более жесткие: они вынуждены будут платить пени в размере 1 / 130 ставки рефинансирования за каждый день начиная с 1‑го дня просрочки (как правило, это 11‑е число следующего месяца). Так, если раньше пеня начислялась ежемесячно с первого дня просрочки и ее размер был невелик, то теперь – с 31-го дня просрочки оплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день долга. А с 91-го дня она вырастет до 1/130 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
Потребитель должен регулярно передавать показания по приборам учета до 20 числа текущего месяца. Если этого не сделать в течение квартала, то расчет начнут производить по среднему начислению конкретного собственника. По прошествии еще трех месяцев расчет будет вестись исходя из норматива потребления.
Новый законопроект повышает также штраф за безучетное подключение к электрическим и тепловым сетям, газопроводам и нефтепроводам, а также за безучетное использование электрической и тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.
Для граждан штраф вместо прежних 3-4 тысяч рублей составит 10-15 тысяч рублей, а для юридических лиц – 100-200 тысяч рублей вместо прежних 60-80 тысяч рублей.
Эксперты жилищно-коммунальной отрасли поясняют, что принцип накапливания пени будет сравним со средними процентами на потребительский кредит в банке и делает просрочки невыгодными.
Для управляющих организаций и товариществ собственников жилья предусмотрены меньшие пени. 1/300 ставки рефинансирования с 31-го дня просрочки. Если просрочка составит больше 91 дня, пени увеличат до 1/130 ставки. Управляющим организациям пени будут начислять с 61-го дня – до 1/170 ставки, с 91-го дня – до 1/130.