В конференц-зале Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области состоялось расширенное заседание коллегии министерства образования Тульской области.
В заседании приняли участие министр образования Тульской области Оксана Осташко, заместитель министра – директор департамента образования министерства образования Тульской области Алевтина Шевелева, члены коллегии, работники министерства образования Тульской области, руководители муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и государственных образовательных учреждений.
Приветствуя участников коллегии, Оксана Осташко отметила, что ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики в настоящее время является модернизация образования.
«Необходимое условие успешности реализации программы модернизации российского образования в целом - решение проблемы качества образования», - констатировала министр.
По словам Оксаны Осташко, в настоящее время в стране отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Регионы объединяют усилия в разработке подходов к оценке и управлению качеством образования. Создается единая федеральная система мониторинга, так как это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Министр отметила, что отличительной чертой деятельности образовательной системы Тульской области в настоящее время является активизация реализации принципа государственно-общественного управления образованием. Уже на протяжении почти 5 лет действует общественный совет по образованию, принимаются меры по повышению открытости региональной образовательной системы, привлечению общественности к решению проблем образования: содержательных и материально-финансовых.
«Наша задача сегодня с участием общественности проанализировать информацию, полученную в ходе мониторингов и различных срезов, в том числе ГИА, что даст возможность не только изучить качество знаний учащихся, уровень преподавания, эффективность воспитательной работы, но и определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на формирование итоговых показателей работы учреждения, в конечном итоге, дать оценку эффективности всей работы по обеспечению качества образования», - подчеркнула Оксана Осташко.
О модернизации образования и внедрении стандартов нового поколения как основы повышения качества образования доложила заместитель министра – директор департамента образования министерства образования Тульской области Алевтина Шевелева.
Алевтина Шевелева отметила, что в сферу общего образования Тульской области в последние годы были сделаны очень значимые инвестиции. Только из федерального бюджета на реализацию Комплекса мер по модернизации общего образования поступило более 1 млрд. рублей, из регионального бюджета – более 71 млн. рублей. Данные вложения позволили провести капитальные ремонты 153 зданий общеобразовательных учреждений, улучшить инфраструктуру более 500 школ; закупить 678 учебных кабинетов, около 15 тыс. единиц учебно-лабораторного оборудования, около 11 тыс. единиц компьютерной техники.
По словам заместителя министра, в 2014 году на выполнение мероприятий по улучшению материально-технической базы и пополнению фондов школьных библиотек, приобретению транспортных средств было выделено 243 млн. рублей, из них из бюджета Тульской области – более 196 млн. рублей.
Алевтина Шевелева также сообщила, что на 1 сентября 2016 года по данным муниципальных образований оснащенность школ учебной литературой составляет 100 % от «оцениваемой потребности».
«Задача 2015–2016 учебного года – выстроить в каждом образовательном учреждении прогнозные карты по формированию фонда учебной литературы на среднесрочную перспективу – 5 лет. При этом необходимо помнить, что учащиеся на время обучения должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями, в том числе рабочими тетрадями, которые отнесены к учебному пособию и входят в состав учебного комплекта», - подчеркнула заместитель министра.
Говоря о федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, Алевтина Шевелева подчеркнула, что именно они выступают инструментом повышения качества общего образования. В связи с этим, приоритетным направлением в деятельности системы общего образования в текущем учебном году остается их внедрение. Основным эффектом реализации перехода на новые образовательные стандарты должно стать усиление мотивации руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов к повышению своей квалификации.
Еще одним аспектом обеспечения качества образования являются объективные условия организации образовательного процесса в учебных заведениях, технологии, методы оценки качества, механизмы и инструменты управления и самоуправления – находятся в тесной взаимосвязи и характеризуют качество деятельности каждого учебного заведения и системы в целом.
«Совершенствование региональной системы образования сегодня должно осуществляться в направлении расширения дифференциации и вариативности образовательных услуг», - отметила заместитель министра.
Так, в ряде муниципальных образований в общеобразовательных организациях на уровне среднего общего образования реализуются различные модели профильного обучения (физико-математическое, гуманитарное, филологическое и др.).
Алевтина Шевелева также отметила необходимость изменения отношения преподавательского состава к качеству педагогической работы. Из носителя знания он должен превратиться в консультанта, организатора деятельности – активного субъекта учебного процесса. При этом особое значение в процессе обеспечения качества подготовки специалистов имеет уровень психолого-педагогической компетентности, связанный со способностью преподавательского состава педагогически грамотно осуществлять организацию, проведение, диагностику и коррекцию учебно-воспитательного процесса.
Заместитель министра подчеркнула, что создание и развитие в каждой школе современных систем управления качеством образования является важнейшей задачей. Такие системы должны обеспечить предоставление руководителям информации о состоянии различных сторон деятельности учебного заведения. Данная информация поможет выбрать оптимальные схемы построения образовательного процесса, анализа, принятия решений, выработки и реализации мер по наиболее важным позициям не только текущего функционирования, но, прежде всего, – перспективного развития образовательного учреждения как самостоятельного субъекта образовательной деятельности, и, в то же время, действующего в неразрывном взаимодействии с другими субъектами, в контексте региона, отрасли, общества в целом.
«Повышение качества – стратегическая цель модернизации образования, которая, в свою очередь, предполагает внедрение и развитие инновационных подходов к управлению качеством образования на всех уровнях», - подчеркнула Алевтина Шевелева.
В ходе заседания коллегии с докладами выступили работники министерства образования Тульской области, руководители муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и государственных образовательных учреждений.