Главной целью введения механизма лицензирования управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ было намерение повысить качество предоставляемых ими услуг и забота о гражданах. В соответствии с Федеральным закон №255-ФЗ от 21.07.2014 все компании, осуществляющие управление многоквартирными домами, к 1 мая 2015 г. должны были подтвердить право на осуществление своей деятельности, получив соответствующую лицензию.
Как и следовало ожидать, лицензии удалось получить далеко не всем. По предварительным данным Минстроя РФ, не прошли лицензирование порядка 13% управляющих компаний. Что логично – инструмент лицензирования как раз и предполагает отсев тех, кто не способен оказывать населению качественные жилищно-коммунальные услуги.
Но тут возникает вопрос. Кто должен будет отвечать, например, за вывоз мусора или производить ремонт разрушенной ступеньки лестничного пролета в подъезде, если управляющая компания, в чьи обязанности это входило, не прошла лицензионную комиссию?
Суммируя информацию, поступающую от экспертов Центра «Народная экспертиза» ОНФ на местах и регулярно публикуемую в центральных и региональных СМИ, можно сделать следующий вывод. Органы исполнительной власти на местах, отвечающие за обеспечение прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, оказались совершенно не готовы к новым правилам работы. В результате из ряда регионов поступают тревожные сигналы – большое количество многоквартирных домов осталось без управляющих компаний, при этом еще и на неопределенное время. Например, во Владимирской и Волгоградской областях – более 2 тыс. домов, столько же в Томске, свыше 800 – Хабаровском крае, 641 – на Ставрополье, 300 – в Курске, мы знаем о подобных проблемах и в других регионах. А процедура, предваряющая заключение договора на управление многоквартирным домом с уже лицензированной УК, может растянуться на полтора – два месяца.
Хуже то, что на поверку жители зачастую могут и не знать, что их УК лишилась лицензии. Хотя уведомить их об этом обязан орган местного самоуправления. По Федеральному закону №255-ФЗ от 21.07.2014, закрепившему некоторые изменения в ряд законодательных актов, в том числе и в Жилищный кодекс, в случае если до 1 апреля 2015 г. управляющая компания не обратилась с заявлением о предоставлении лицензии или ей было отказано в ней, орган местного самоуправления обязан в установленном порядке уведомить об этом собственников жилья многоквартирного дома. Более того, в 15-дневный срок он же обязан созвать собрание жильцов многоквартирного дома, чтобы решить вопрос о выборе способа управления домом.
Таким образом, у муниципалитетов было предостаточно времени, чтобы известить всех граждан о надвигающихся переменах и необходимости принять решение, кто будет управлять домом.
Тут вот что интересно. Если жильцы так и не смогли определиться в этом вопросе, орган муниципальной власти имеет право провести открытый конкурс на «замещение вакантной должности» управляющей домом компании. Но одно дело конкурс. А вот назначить временную УК для многоквартирных домов, если прежняя не получила лицензию, муниципалитет не может. Нет у него таких полномочий по закону №131-ФЗ о принципах организации органов местного самоуправления.
Тем не менее то ли пользуясь юридической неграмотностью граждан, то ли в силу собственной неосведомленности местные органы самоуправления кое-где действуют именно так. Яркий пример: Тульская область, где без лицензии остались управляющие компании 2127 домов (примерно 20% от общего числа многоквартирных домов в регионе). Может быть, и из добрых побуждений, чтобы дома не стояли «бесхозными», администрация г. Тулы своим постановлением передала все эти дома во временное управление местного муниципального унитарного предприятия (МУП). Известно, что учредителем МУП всегда выступает орган местного самоуправления, то есть районная, городская или сельская администрация. В данном случае в этой роли выступает соответственно администрация г. Тулы.
Помимо всего прочего здесь еще, похоже, нарушено и антимонопольное законодательство. Но общий вывод напрашивается такой: планы по лицензированию управляющих компаний не были должным образом проработаны, чтобы обеспечить бесперебойную работу жилищного сектора. Это создает почву для всякого рода злоупотреблений. А значит, нельзя исключать того, что кто-то использует момент для передела рынка услуг по управлению многоквартирным жилым фондом, и дома, оставшиеся без управляющей компании, перейдут по цепочке к аффилированным с местными властями управляющим компаниям.
«Получается, что ни правительство, ни региональные власти не продумали, как безболезненно пройти переходный период, связанный с введением системы обязательного лицензирования деятельности УК многоквартирных домов, – говорит руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев. – По нашему мнению, надо усилить меру ответственности государственных жилищных инспекций и муниципальных органов власти за нарушения и несоблюдение законных прав граждан в получении качественных жилищно-коммунальных услуг. Это именно их обязанность, а не людей, которые платят за эти услуги существенную часть своего заработка».
– В рамках партийного проекта «Народный контроль. ЖКХ» наши эксперты выявляли очень много недочетов в работе управляющих компаний, – рассказала Анастасия Дементьева. – Общаясь с жителями нашего города, мы получали достаточно разноплановые комментарии о деятельности УК. До 1 мая звучало много отрицательных мнений, сотни жалоб. Крупные компании, которые не получили лицензию, вели себя достаточно некорректно: они не выполняли обязательства, не выплачивали зарплату сотрудникам подрядных организаций, накопили существенные долги перед ресурсоснабжающими организациями. Они фактически бросали дома.
К сожалению, до момента введения лицензирования отсутствовала какая-либо системность в оценке профессионализма как руководства УК, так и в целом компаний. На протяжении многих лет значительная часть рынка ЖКХ была монополизирована четырьмя управляющими компаниями. И только лицензирование позволило сегодня малому бизнесу прийти на этот рынок и проявить себя. Запущенный федеральным законом механизм дает возможность работать на рынке ЖКХ тем организациям, которые обладают достаточными ресурсами для качественного оказания услуг.
Органы местного самоуправления Тулы полностью решили задачу организации управления многоквартирными домами в переходный период. Ни один дом не остался бесхозным. Процедура временного управления в Туле была введена в соответствии с рекомендации Минстроя России, и муниципальная преференция согласована с региональным управлением Федеральной антимонопольной службы.
Независимо от того, какой компании отдадут предпочтение жители, перемены должны быть к лучшему. В проекте «Народный контроль. ЖКХ» постоянно работает телефон «горячей линии». После 1 мая массовых жалоб от горожан не поступает. Мы находимся в контакте с туляками, участвуем в собраниях жителей, разъясняем их права и обязанности. Весь процесс выбора УК идет в соответствии с законодательством.
Заместитель секретаря Общественной палаты Тульской области Дмитрий Гольтяков прокомментировал "Инфо71" ситуацию в сфере лицензирования и перевыборов УК.
"С 1 мая в сфере ЖКХ наконец-то начали наводить порядок. Убежден, что многие проблемы этой отрасли в том, что в ней было слишком много случайных компаний, предпринимателей, у которых одно желание – получить денег, особо не напрягаясь.
Мы знаем сотни примеров того, что многими УК услуги оказывались только на бумаге. Неделями не вывозился мусор, засорялись дымоходы, протекали кровли, не работали дворники, не убирались подъезды. Это список можно продолжать бесконечно.
И управы на этих недобросовестных управленцев у жителей не было. Задача лицензирования УК – положить конец этому беспределу. Все жители Тулы были уведомлены еще на том этапе, когда УК только подавали заявки. Администрация города проинформировала собственников и о том, получила ли их УК лицензию.
И уже тогда многие начали выбирать другие компании. Благо, выбор широкий, информации в СМИ - предостаточно. Активно подключились к этой работе общественники, проведены сотни встреч с жителями во дворах. В Тульской области 134 управляющие компании получили лицензию.
В 30% многоквартирных домов, в которых было организовано временное управление, собственники уже самостоятельно выбрали новую управляющую компанию. Возможность выбора у людей есть и сейчас. Муниципалитет проведет конкурс только во второй половине июня-июле, а сменить УК, которая не устраивает, можно каждый год. Надо понимать, что главные в этом процессе – туляки, и только им решать, какой компании доверить обслуживание своего жилья."- рассказал Гольтяков нашему сайту
28 и 29 мая в Тульской области пройдут Дни Москвы.
Планируется, что делегация Правительства Москвы прибудет в наш регион с двухдневным визитом, в рамках которого состоится ряд совместных мероприятий.
28 мая визит представителей столицы начнется с церемонии возложения венков к Вечному огню на площади Победы. Ветеранам Великой Отечественной войны, награжденным медалью «За оборону Москвы» вручат подарочные сертификаты. Начало церемонии в 15.00.
Затем состоится официальная встреча членов делегации Москвы с членами Правительства Тульской области. В рамках встречи запланировано подписания Соглашения между ГБУ «Малый бизнес Москвы» и Тульским региональным фондом «Центр поддержки предпринимательства».
Столичные гости посетят ряд промышленных и социальных объектов.
Торжественное открытие Дней Москвы в Тульской области состоится в 18.00 в Тульской областной филармонии, где пройдет гала-концерт мастеров искусств города Москвы.
Во второй день пребывания гостей запланировано проведение более 25 мероприятий в различных сферах деятельности и различного формата – круглые столы, посещение учреждений здравоохранения, культуры, образования, спортивные мероприятия.
Сегодня в Донском, в школе №2, в преддверии Всероссийского Дня защиты детей прошла акция, направленная на то, чтобы перед наступлением школьных каникул еще раз напомнить детям и их родителям о необходимости соблюдать правила дорожного движения. Подобные мероприятия проводятся повсеместно, сотрудники ГИБДД встречаются с учениками и педагогами школ, рассказывают о правилах, отвечают на вопросы школьников, вручают памятки детям и родителям учеников.